Содержание.

 

  1. Рекламная стратегия и творческий комплекс.
  2. А) Рекламное сообщение

  3. Творчество в составлении рекламных текстов.
  4. А)Составление рекламных текстов и рекламная стратегия

    - Разработка стратегии обращения

    - Составление текстовой основы

    - Разработка художественного оформления и технического исполнения

    - Разработка основной идеи

    Б) Цели создания хорошего текста.

    В) Терминология рекламных текстов

    Г) Общие недостатки рекламных текстов.

    Д)Создание названий для товаров.

    Е)Конструирование упаковки.

  5. Создание телевизионной рекламы
  6. А)Основы создания сценария

    Б)Созданиние хорошего сценирия

    В)Типы телерекламы

  7. Радиореклама.
  8. А)Написание сценария радиорекламы

    Б)Нетрадиционные рекламные средства.

  9. Планирование и выбор средств массовой информации.
  10. Рекламные расходы с разбивкой по СМИ в 1998 году (в млн. долларов и в % от общей величины)
  11. Выбор СМИ: творческий взгляд.
  12. Основные направления при разработке рекламных целей и стратегии в средствах массовой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекламная стратегия и творческий комплекс.

 

Как мы выяснили при обсуждении плана маркетинга, цель маркетинга заключается в том, чего хочет достичь компания, тогда как стратегия маркетинга указывает, как она собирается достигать этого. Сходным образом, рекламная или коммуникативная цель говорит вам, чего мы хотим достичь по отношению к осведомленности потребителя, его мнению о товаре и предпочтению, в то время как рекламная или творческая стратегия говорит о том, как мы собираемся к этому прийти.

Стратегия маркетинга имеет отношение к способу формирования рыночного комплекса (продукт, цена, место и продвижение). Стратегия продвижения относится к способу использования комплекса продвижения (личная продажа, реклама, связь с общественным мнением, коммерческое продвижение и косвенные способы). Рекламная стратегия определяется творческим комплексом, который состоит из элементов рекламы, контролируемых компанией с тем, чтобы достичь рекламных целей. Эти элементы включают:

1. Целевую аудиторию

2. Концепцию товара

3. Средства распространения информации

4. Рекламное сообщение

Целевая аудитория

Целевая аудитория — это конкретные люди, которым предполагается адресовать рекламу. В плане маркетинга фирмы "Рибок" один из целевых рынков представлял собой молодых женщин в возрасте от 17 до 39 лет, имеющих доходы выше среднего уровня, посещающих занятия по аэробике.

Но в рекламном плане целевая аудитория несколько отличалась от целевого рынка. В пределы этой аудитории входили также тренеры, которые, будучи носителями авторитетного мнения, играли важную роль в принятии решения о покупке. В качестве цели компания также выбрала женщин, занимающихся бегом, и тех, кто просто хотел иметь обувь "как спортивную" для неформальной обстановки или для того, чтобы следовать моде.

Определяя целевую аудиторию, важно учитывать не только тех, кто станет конечным пользователем, но и тех, кто принимает решение купить или влияет на принятие такого решения. Например, дети весьма сильно влияют на принятие решения, куда отправиться семьей, чтобы поесть. Поэтому "Макдональдс" включает детей в свою целевую аудиторию и тратит немало средств на проведение кампаний, нацеленных именно на детей.

Концепция продукта

Совокупность полезных качеств, представленных в товаре с точки зрения потребителя, есть концепция продукта. Например, автомобили "Додж Дейтоуна" и "Хонда Сивик" продаются по средней цене и предназначены для американского рынка малолитражных автомобилей, однако они имеют разные концепции. В то время, как один представляет собой качественный, скоростной, доставляющий удовольствие спортивный автомобиль с турбонаддувом, другой является воплощением идеи продуманности при одновременной простоте в эксплуатации и практичности.

Составляя план рекламы, директор по рекламе должен разработать четкую концепцию товара, а именно то, как этот товар будет предъявлен в рекламе. Чтобы выполнить эту задачу, рекламодатель должен продумать связь между стратегией маркетинга и товаром. Как позиционирован товар на рынке? Каким образом он дифференцируется от конкурентных товаров? Используется ли дифференциация по качеству и цене? На какой стадии своего жизненного цикла находится товар? Как он классифицирован, упакован, к какой марке относится? Все это влияет на концепцию продукта.

Что представляла собой концепция товара "Рибок"? В функциональном отношении обувь "Рибок" могла похвастаться такими конструктивными качествами, как изготовление по знаменитым колодкам "Фостер Хил Крендл", наличие вентилируемых деталей в носке, водонепроницаемьк внутренних прокладок "Гор Текс". В концептуальном же отношении эта обувь представляла собой традиционно высокое качество, соответствие требованиям моды "для мужчин, знающих, что такое пот", и для серьезных женщин, которые считают, что "жизнь — это спорт, в котором надо участвовать".

Концепцию продукта можно разрабатывать несколькими способами. Фирма "Фут, Коун энд Бэлдинг" разработала специальную сетку, которая определяет степень и род вовлеченности, привносимые потребителем в принятие решения о покупке разных товаров. Одни виды товаров, например, автомобили, требуют большой степени вовлеченности в принятие решения, другие, например, мыло, — гораздо меньшей. Род вовлеченности может изменяться от очень рациональной (размышление) в одной крайности до очень эмоциональной или символической (чувство) — в другой. Проанализировав эту информацию, агентство может отшлифовать свою творческую стратегию и быстрее добраться до этапа разработки идеи.

Сетка ФКБ.

"Фут, Коун энд Бэлдинг" использует эту сетку для классификации товаров и марок в зависимости от того, (1) исходят ли люди при принятии решения о покупке из разумных причин или эмоций и (2) является ли данный товар относительно важной покупкой

Рекламное сообщение

То, что компания планирует сказать в своих рекламных объявлениях, и то, как она планирует это сказать, — словами или без слов — есть рекламное сообщение. Желанием фирмы "Рибок" было передать в сообщении понятия технологического превосходства, безопасности, удобства и внешнего облика своей обуви. Текст в ранних объявлениях фирмы подчеркивал "технические характеристики" и первенство фирмы среди изготовителей обуви для бега. Девизом фирмы служил британский флаг, опять же подчеркивая гордость за достижения. На иллюстрации изображались спортсмены, пересекающие линию финиша, по-видимому, одержав победу. На фотовставках были показаны спортивные туфли, крупно и с подробностями. В более поздних объявлениях подчеркивались стиль, настроение и чувство — изображения спортсменов стали приглушенными, без фотографической резкости, а обувь была представлена с более резким выделением деталей посредством фотографии. Основная идея была выражена так: "Ибо жизнь — это спорт, в котором надо участвовать".

Коротко говоря, комбинация текста, художественного оформления и производственных элементов составляют суть стратегического подхода к передаче рекламного сообщения. Эти элементы можно комбинировать самыми разными способами, и использование творческого подхода возводит современную рекламу в степень искусства.

План рекламы задает общее направление кампании на установленный период времени. Когда возникает необходимость создать рекламное объявление или заставку, процесс повторяется. Ставятся те же вопросы: Какова общая цель кампании? Какова общая стратегия? Какова конкретная цель данного объявления? Как лучше его сделать? К кому мы обращаемся? Какие средства массовой информации мы будем использовать? Что мы хотим сказать? Как мы хотим об этом сказать? Ответы на эти вопросы рассматриваются ниже.

Творчество в составлении рекламных текстов.

Предположим, что вы являетесь директором по рекламе в "Уолл-Стрит Джорнэл", главной среди ежедневных деловых газет в стране. Эта газета нацеливает свою рекламу на восприятие двумя рынками потенциальных подписчиков и потенциальных рекламодателей. Ваша задача заключается в том, чтобы спланировать кампанию взаимодействия деловых предприятий, нацеленную на восприятие перспективных рекламодателей.

После встреч с управленческим аппаратом и специалистами по исследованиям вы определяете, что вашими целевыми аудиториями для осуществления рекламы являются две: (1) деловые предприятия, которые могут размещать свою рекламу в вашей газете, и (2) рекламные агентства, которые готовят и размещают большинство рекламных объявлений этих компаний.

Ваша задача состоит в том, чтобы разработать кампанию, которая будет направлена на достижение рекламных целей "Джорнэл" в общенациональном масштабе, на создание репутации "Джорнэл" в деле обращения ко всем предпринимателям в стране и в мире и на убеждение национальных рекламодателей (и их агентств) в логичности размещения рекламы в "Уолл-Стрит Джорнэл".

Что вы станете делать?

Конечно, это не совсем вымышленная ситуация. В действительности каждое средство массовой информации решает одну и ту же рыночную проблему: привлечение рекламных долларов. А для этого они сами ежегодно тратят миллионы долларов на рекламирование своих изданий или возможностей своего эфира для размещения рекламы.

Джим Джонстон делал все, чтобы заставить людей читать эти рекламные объявления. Их язык был прост и понятен, заголовки были короткими и забавными. Объявления были набраны удобным для чтения шрифтом с короткими абзацами и многочисленными подзаголовками, выделенными жирным шрифтом.

Кампания имела оглушительный успех. В течение 10 лет была помещена информация более чем о 30 президентах, исполнителях и директорах по рекламе известных рекламных агентств. Тысячи оттисков были заказаны самими агентствами и их клиентами.

СОСТАВЛЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ И РЕКЛАМНАЯ СТРАТЕГИЯ.

Главной рекламной стратегией "Уолл-Стрит Джорнэл" было распространение информации и убеждение рекламодателей в том, что эта газета служит рупором предпринимательства в стране, и, если они хотят, чтобы их услышали, то логичнее всего обратиться в "Джорнэл". Кроме того, редакция рассчитывала на побуждение рекламодателей к действию и надеялась, что в следующий раз они или их рекламные агентства обратятся именно в "Джорнэл" по поводу размещения рекламы. Об успешном достижении цели говорило огромное число запросов на оттиски рекламных объявлений и увеличение отведенного под рекламу газетного объема в последующих выпусках. Но в чем же заключалась творческая стратегия, позволившая "Уолл-Стрит Джорнэл" достичь такого успеха?

Рекламная или творческая стратегия включает четыре элемента:

1. Целевая аудитория.

2. Концепция продукта.

3. Средства распространения информации.

4. Стратегия обращения.

Что представляла собой целевая аудитория? В данном случае людей, занимающихся маркетингом и рекламой в среднем и высшем руководстве агентств, как корпораций. Средства распространения информации включали такие печатные издания, как "Век рекламы", "Рекламная неделя" и саму газету "Уолл-Стрит Джорнэл". В течение 10 лет, пока шла эта рекламная кампания, при помощи данных средств было охвачено более 10 миллионов работников фирм, многократно получавших предназначаемую им информацию.

Какова была концепция продукта (товара)? В данном конкретном случае это был не просто функционально основной продукт — газеты. Помимо газет компания продавала концепцию продукта как средства доставки рекламы по назначению — посредством общенациональной деловой газеты к труднодосягаемым работникам корпораций, принимающим решения в бизнесе. Эта концепция продвигала идею того, что реклама в "Джорнэл" — действует.

В чем состояла стратегия обращения? Стратегия обращения определяется тем, что компания хочет сообщить и как она хочет выразить это сообщение. "Уолл-Стрит Джорнэл" хотела сообщить следующее: поскольку главные умы в деловом мире каждый день читают "Уолл-Стрит Джорнэл", то реклама в "Уолл-Стрит Джорнэл" есть "результат успешного бизнеса". Задача, связанная со способом передачи этой мысли, включая разработку вербального (словесного) и невербального (бессловесного) способов представления данного сообщения, которые должны были быть простыми, интересными, информативными, развлекающими, приятными и полезными.

Предмет обсуждения— составление рекламных текстов — касается вербального элемента стратегии рекламного обращения. Результат совместной деятельности художника и автора текста представляет собой некое творческое ядро, которое, пройдя производственный процесс, трансформируется в конечный продукт — печатное объявление или заставку.

 

 

Разработка стратегии обращения

Прежде чем писатель начнет обдумывать текст рекламного объявления, он (или она) должен в совершенстве знать рыночную и рекламную стратегии. Сюда относится и стратегия обращения. Если последняя не выражена со всей необходимой четкостью в рекламном плане (что бывает очень часто), то автор должен немедленно приступить к созданию стратегии обращения, если возможно совместно с художником, и постараться получить одобрение этой стратегии, прежде чем двигаться дальше. Нет более быстрого способа забраковать рекламное объявление, чем написать блестящий шедевр, который не имеет ничего общего со стратегией рекламной кампании.

Стратегия обращения включает три специфических элемента:

1. Текстовую основу — что и как вы собираетесь сказать.

2. Художественную основу — что и как вы собираетесь показать.

3. Технические средства — что и как вы будете создавать техническими средствами.

Чтобы разработать эти элементы, автор текста и художник должны проанализировать результаты исследования и факты, изучить рынок, товар и конкуренцию (см. "Перечень рыночных характеристик товара, которые должен учитывать автор текста"). Каким образом сегментирован рынок? Как будет позиционирован товар? Кто будет наилучшим потенциальным покупателем? Отличается ли состав целевой аудитории от состава целевого рынка? Что является ключевым полезным свойством товара для потребителя? Что представляет собой образ товара?

Здесь важно учитывать результаты исследования. Исследование устанавливает потенциальных покупателей; исследование определяет наилучшую стратегию; исследование может выявить наиболее важные для потребителя характеристики товара. Что говорит реклама часто бывает важнее того, как об этом говорится. Возможно и обратное. Так что стратегию обращения обязательно нужно проверить.

Перечень рыночных характеристик товара, которые должен учитывать автор текста

 

 

Составление текстовой основы

При разработке стратегии обращения к покупателю автор текста логически принимает на себя ответственность за создание текстовой основы рекламного объявления, то есть документа, который задает направление работы для творческой группы. Текстовая основа должна представлять собой письменное изложение наиболее важных аспектов, которые должны быть воплощены в рекламном объявлении или в процессе кампании.

Кто является наиболее вероятным потенциальным покупателем? Насколько точно можно описать его или ее с точки зрения демографических, психологических и поведенческих характеристик? И, наконец, какова личность потенциального покупателя?

Удовлетворение каких желаний или потребностей потребителя должен обещать товар?!. Существует множество типов привлекательных свойств и подходов, используемых рекламодателями. Наиболее широкие категории этих привлекательных свойств — рациональность и эмоциональность. Первая апеллирует к удовлетворению практических, функциональных потребностей в товаре или услуге. Вторая относится к удовлетворению психологических, социальных или духовных потребностей.

Среди других типов привлекательных свойств, представляемых рекламодателями и входящих в эти более широкие категории, находится положительная и отрицательная привлекательность, привлекательность, связанная со страхом или сексуальностью, юмористичность. В зависимости от выбранной стратегии обращения все или некоторые из перечисленных сторон продукта могут быть использованы в рекламе для привлечения внимания, для создания индивидуальности товара или услуги, для стимулирования интереса, доверия, желания и побуждения покупателя к действию (см. рис.3). Далее, важно определить такие свойства товара, которые направлены на удовлетворение потребностей покупателя. Чем подкреплены заявления о полезности товара? Какую позицию на рынке он занимает? Что олицетворяет или может олицетворять собой данный товар?

Последний вопрос: какой стиль, подход, какая тональность будут использованы в рекламном тексте? В целом, о чем будет говориться в объявлениях? Ответы на все эти вопросы и будут составлять текстовую основу рекламы.

Написав первое рекламное объявление, автор должен еще раз просмотреть свою текстовую основу, чтобы убедиться в том, что все учтено. Если нет, то следует отказаться от этого варианта и написать новый.

Разработка художественного оформления и технического исполнения

Обдумывая смысл и способ выражения того, что следует сказать в рекламе, творческая группа будет одновременно учитывать и другие элементы стратегии обращения — ее невербальные аспекты. Здесь важно отметить, что процесс разработки элементов стратегии обращения редко происходит поэтапно. Скорее, все элементы развиваются одновременно, благодаря своей неразрывной связи. Всего важнее то, что полное изложение элементов стратегии есть непременное условие для разработки творческой идеи, которая является ядром рекламного объявления или кампании.

Именно стратегия обеспечивает, что реклама скажет то, что следует, тому, кому следует, в том контексте, в котором следует, в той тональности, в какой следует, и так, как следует. Итак, расставив все по местам, мы готовы перейти к следующему этапу: к идее.

Некоторые факторы привлекательности рекламы

Разработка основной идеи

Для всех людей, занимающихся творчеством, этап разработки идеи является наиболее напряженным. Но этот же этап приносит и наибольшее удовлетворение. Это длительная, утомительная, трудная работа по объединению всей необходимой информации по анализу проблем и поиску той единственно верной вербальной или визуальной концепции, при помощи которой удастся передать то, что необходимо. Это означает, что требуется создать умозрительную идею или визуальный облик рекламного объявления, заставки ли кампании до того, как будет написан текст или создан художественный облик рекламы.

Этот процесс можно назвать визуализацией, или концептуализацией, и он является самым важным этапом в планировании рекламного объявления. Это такая точка в творческой работе, в которой происходит поиск главной идеи — такое "озарение, в котором синтезируются цели стратегии, происходит соединение полезных свойств товара с желаниями потребителя совершенно новым и привлекательным образом, когда предмет рекламы оживает, заставляя читателя или зрителя остановиться, чтобы посмотреть и послушать".

В чем разница между стратегией и идеей? Идея привносит дополнительный смысл, интерес, запоминаемость и сопереживание в то, что излагает стратегия. Как указывает Джон 0'Тул, это разница между "убедить домашних хозяек и владельцев пригородных домов в том, что "Рейд" является самым эффективным средством борьбы с домашними насекомыми" и "Рейд" убивает наповал". Одна из стратегий преследовала цель сообщить перспективным инвесторам о том, что фирма "Меррил Линч" весьма оптимистично смотрит на развитие рынка капиталовложений и американского бизнеса в целом. В качестве главной идеи было предложено использовать в рекламе изображение быка под таким девизом: "Для "Меррил Линч" нет препятствий в Америке". Если суть стратегии состоит в осмыслении, то для идеи главное — вдохновение.

Джон Кейрлз, патриарх среди авторов рекламных текстов, считает, что идеи — это главное в рекламе. По его мнению, существует 12 испытанных способов найти идею для рекламы: воспользоваться своим личным опытом; проанализировать свой личный опыт; писать для души; учиться на опыте других; общаться с изготовителем товара; изучить товар; изучить предыдущие рекламные объявления о данном товаре; изучить рекламу конкурентного товара; изучить свидетельства покупателей; разрешить проблему, стоящую перед перспективным покупателем; включить в работу свое подсознание; повторить имевшее успех рекламное объявление с некоторыми изменениями.

Фирма "Эрроу", известная производством высококачественной одежды для торжественных случаев, разработала новую стратегию:

внедрить на рынок серию высококачественных спортивных мужских фуфаек. В своих объявлениях фирма использовала главную идею, которая смело и выразительно обыгрывала контраст между ранее выпускавшимися изделиями и новыми в таком текстовом выражении: "После 75 лет неплохо ослабить воротничок"

Дэйвид Огилви полагает, что распознать главную идею среди прочих почти так же трудно, как ее придумать. Он рекомендует ответить на пять вопросов о рекламе:

1. Велико ли было мое изумление, когда я впервые ее увидел?

2. Хотел ли я, чтобы эта идея принадлежала мне?

3. Уникальна ли она?

4. В совершенстве ли она соответствует стратегии?

5. Может ли она использоваться в течение 30 лет?

Как указывает Огилви, число рекламных кампаний, которые выдержали срок пять лет и более, можно пересчитать по пальцам. Кампании. которые не перестают приносить плоды, относятся к разряду суперзвезд.

 

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ХОРОШЕГО ТЕКСТА

Назначение рекламного текста обычно состоит в том, чтобы убедить группу или группы людей в необходимости совершения действия для удовлетворения их потребностей, или напомнить о таком действии. Но прежде всего люди должны быть осведомлены о существовании данной проблемы, а если проблема очевидна, то о существовании ее решения. А чтобы осведомить, надо привлечь внимание.

Внимание

Привлечение внимания есть первая цель в принятии рекламного текста. Главным привлекающим внимание элементом текста обычно является заголовок. Например, в рекламе компьютеров "Эппл" (см. рис.6) заголовок несет новую информацию, привлекая взгляд большим числом, и делает многообещающее заявление: "Как отправить почту со скоростью 670 000 000 миль в час". Для привлечения внимания могут быть использованы такие приемы, как помещение иллюстрации, особый способ расположения, цвет и размеры в печатной рекламе, а также необычные звуки или видеоряд в электронных средствах массовой информации.

Заголовком этого рекламного объявления мог бы быть такой:

"Теперь вы можете отправлять свою почту быстрее" (что представляет собой информацию)

или "Теперь вы можете отправлять вашу почту со скоростью света" (что представляет собой заманчивое предложение). Однако в этом объявлении, с его большим числом и словом "как", одновременно выражена и информация, и многообещающее предложение, не говоря уже о привлечении внимания.

Однако автор рекламного текста лишь в малой степени может, а иногда и не может контролировать некоторые факторы. Ясно, что размер рекламного объявления влияет на то, будет ли оно замечено, но размеры часто определяются до того, как автор получит задание написать объявление. Точно так же место объявления на печатной странице может определять тот, кто будет продавать его. Автор должен учесть эти факторы, прежде, чем выбирать способы привлечения внимания. Выбранный способ должен придавать выразительность товару, но он должен быть уместным. Этот способ должен быть связан с товаром, с остальными элементами объявления и с характером предполагаемой аудитории. В особенности это касается межотраслевой рекламы. Изготовитель лабораторных печей дал рекламное объявление с таким заголовком: "Американская рабочая этика живет и здравствует в Филадельфии". Возможно, это было приятно услышать патриотам и местным политикам, но не так уж много патриотов и политиков активно пользуется лабораторными печами.

Заголовки, которые что-то обещают, но не могут обеспечить, не приведут к улучшению продаж, наоборот, рекламодатель может добиться отчуждения потенциальных покупателей. Например, объявления, где использованы заголовки с содержанием расового характера или с изображением обнаженного тела, не связанные с товаром, могут привлекать внимание, но часто приводят к снижению продаж.

Интерес.

Второй шаг в сочинении рекламного объявления — создание интереса. Мы привлекли внимание нашего покупателя. Он смотрит в наше объявление. Но, если мы не сможем удержать его внимание, мы его потеряем как покупателя. Поэтому мы должны говорить с ним, о нем, о его проблемах и потребностях. Мы вполне можем прибегать к слову "вы".

Интерес — это мостик между вниманием и доверием. Это важный этап. Существует несколько эффективных способов создать и удержать интерес. Можно использовать персонажей из комиксов или другие визуальные образы, рубрики, элементы рассказа, диаграммы или таблицы. Некоторые из них мы рассмотрим ниже.

Доверие

Следующий шаг — создать доверие. Легендарный создатель рекламы Говард Госсадж полагал, что люди читают то, что их интересует, и игнорируют остальное. В то же время современные люди более сложны, скептичны и циничны, чем в прошлом. Они могут воспринимать предлагаемые в некоторых объявлениях доказательства не только как невероятные, но и как оскорбительные. В таких случаях товар продается плохо. Если рекламодатель приводит данные контрольных испытаний, то эти данные должны быть правдивыми, а не результатом статистических манипуляций.

Доверие к рекламе иногда возрастает, если в ней участвует человек, представляющий рекламируемый товар. В качестве такого лица комик Билл Косби создал доверие к целому ряду изделий и товаров, включая "Джелл-0" и "Коук", благодаря своей естественности и проникновенности.

Желание

Чтобы усилить желание потребителя иметь товар или воспользоваться услугой, нам нужно информировать читателя или зрителя о его или ее пользе. Вот почему так нужно знать покупателя. Каждое новое полезное свойство должно усиливать желание, поскольку это свойство совпадаете реальной или воображаемой потребностью покупателя. Даже если у товара существует только одно полезное свойство, оно должно быть представлено так, чтобы покупатель поверил в него и понял, что оно применимо к его потребности. Действие Мы хотим побудить читателя сделать что-нибудь или, по меньшей мере, согласиться с нами. Действие может быть совершено немедленно или в будущем. Побуждение к действию может быть прямым: "Посетите нашу распродажу 15 мая" или косвенным, подразумеваемым: "Приятно отправляться в полет среди друзей". Побуждение к действию обязательно должно быть заложено в тексте. В большом числе объявлений не учитывается занятость читателей, которые нуждаются в разъяснении необходимого способа действий. В этом и заключается задача хорошего рекламного текста.

ТЕРМИНОЛОГИЯ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ

Все рекламные тексты состоят из множества элементов или компонентов. Эти элементы можно перемешать, увеличить, уменьшить, менять местами, изменять или убирать до тех пор, пока не будет получен новый облик или новый подход. Чтобы обсуждать рекламный текст, необходимо правильно понимать назначение и возможности этих элементов.

Ключевыми элементами печатного объявления являются заголовок, визуальные средства, рубрики, основной текст, подзаголовки, вставки и рамки, девизы, логотипы, печати и автографы.

В радио- и телерекламе текст обычно проговаривается и носит название аудиоряда заставки. Аудиоряд может быть выполнен в виде наложения голоса диктора, который нам не виден, но голос которого мы слышим. Диктор, ведущий или актеры, играющие сцену, могут также проговаривать текст перед камерой. Если текст виден непосредственно на экране, то он может быть описан в таких же терминах, как и для печатной рекламы, которые мы здесь вкратце рассмотрим.

Заголовок в рекламном объявлении "Слово к богатым" сразу вычленяет из массы читателей свою целевую аудиторию. Несмотря на то, что ни заголовок, ни иллюстрация ничего не сообщают о предмете рекламы, объявление не утрачивает своей эффективности. Текст составлен в той же тональности, что и заголовок. Кроме того, это объявление прекрасно оформлено художественно и технически

Заголовки

Многие считают заголовок самым важным элементом печатного объявления. Термин заголовок относится к словам, которые стоят в самом начале рекламного объявления, то есть к таким, которые будут прочитаны первыми и располагаются так, чтобы привлечь наибольшее внимание. Поэтому заголовок обычно набирается более крупным шрифтом, чем остальная часть объявления.

Заголовок выполняет шесть функций.

Аудитории классифицируются по своим демографическим (возраст, пол, доход) или психографическим признакам. Однако объявление должно быть тщательно продумано. Психографические критерии — это палка о двух концах.

Как указывает Дэйвид Огилви, число людей, читающих заголовок, в пять раз превышает число читающих основной текст. Следовательно, если вы не добились продающего эффекта заголовка, вы потеряли 90 процентов успеха. Огилви также советует не бояться длинных заголовков:

самый длинный из его собственных заголовков включал 18 слов: "Даже при скорости 60 миль в час самый большой шум, который слышен в новом " Ролле - Ройсе", — это тиканье часов".

Авторы рекламных текстов и специалисты-филологи в течение многих лет пытаются создать типологию заголовков и текстов. Таких классификаций создано, наверное, столько, сколько существует специалистов, занимающихся данной проблемой. По мнению Ричарда Стэнсфилда, все заголовки можно распределить по 23 "основным" типам, которые он называет разными именами от "дразнилок" до "ну и что?" Человек, занимающийся рекламой на практике, по поводу всей этой проблемы, возможно, скажет: "Ну и что?" Однако для изучающих рекламу и для деловых людей, не имеющих опыта, вовсе небесполезно изучить основные типы заголовков и стили текстов. Это поможет понять роль текстов и осознать, что создание эффективной рекламы требует мастерства.

Хорошие заголовки можно распределить на пять основных типов: о полезных свойствах, провоцирующие, информативные, вопросительные и содержащие команду.

"Уважаемая фирма "Америкэн Туристе", меня спас "дипломат" вашего производства". На сопроводительной иллюстрации показан автор письма, который, упав с лестницы, "приземлился" прямо на свой чемоданчик-"дипломат". Чтобы узнать подробности, читатель должен продолжить чтение.

Агентство, работавшее на журнал "Роллинг Стоун", выяснило, что многие крупные рекламодатели с пренебрежением относились к размещению рекламы в этом издании, так как считали его читателей радикалами. Фэллон МакЭллиготт разработал рекламную кампанию с использованием серии рекламных объявлений на 2 страницы, в которых был простой заголовок информативного типа: "Воображение и реальность". На фотографии слева был представлен воображаемый облик читателя журнала, а на фото справа — его истинный образ. То есть, воображение — расписанный цветами микроавтобус, а реальность — "Форд Мустанг". На следующий год объем рекламы в этом журнале значительно возрос.

Реклама компании "Америкэн Эрлайнз" с заголовком "Если не вы, то кто же покажет вашим детям, откуда начинается Америка?" не попала в эту ловушку. Она была построена так, чтобы заботливые родители подумали о планировании семейных путешествий. Эта реклама достигла своей цели.

Мы коснулись здесь лишь нескольких типов заголовков. Попытки подразделить все заголовки на какие-либо категории могут быть бесконечными, но ни к чему не привести. Многие типы заголовков легко комбинируются друг с другом; одни заголовки лучше работают с иллюстрациями, другие — хуже. Например, провоцирующие и вопросительные заголовки требуют более обстоятельньк фотографий или иллюстраций. Начинающему автору можно рекомендовать составить перечень основных категорий заголовков для каждого случая. Это — один из способов найти наилучшее решение проблемы.

Подзаголовки

Название не совсем верно, потому что подзаголовок может появляться как под, так и над заголовком. Они могут быть также вставлены в основной текст рекламного объявления. Подзаголовок над строкой называется толчком,

Подзаголовки — это маленькие заголовки. Обычно их набирают более мелким шрифтом, чем заголовки, но почти всегда более крупно, чем основной текст. Подзаголовки выделяют жирным шрифтом или контрастным цветом.

Назначение подзаголовка — передать ключевое коммерческое побуждение — и немедленно! Многие читают только заголовки и подзаголовки. Подзаголовки могут быть зарезервированы под передачу более важных фактов, которые могут быть менее драматизированными ли запоминающимися, чем заголовки. Для некоторых может потребоваться даже больше места, чем цдея заголовка, поскольку они сообщают больше информации и требуют больше слов.

Подзаголовок должен подкреплять заголовок и тему объявления. Заголовок в рекламе "Фиделити Федерал" — "Ваш банк подвергает вас чистке?" — подкрепляется прекрасным подзаголовком: "Если ваш банк не выплачивает вам проценты по счету, это значит, что, независимо от того, каков ваш баланс, он вас обчищает, а не вы его".

Зрительное восприятие и восприятие на слух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации для написания хорошего рекламного текста

Основной текст

Основной текст рекламного объявления содержит полную информацию. Он является логическим продолжением заголовка и подзаголовков. Этот текст набирается более мелким шрифтом, нежели заголовок или подзаголовок. В основном тексте также заключается собственно коммерческая тема.

Текст должен быть связан с темой рекламной кампании, с интересами читателя и объяснять, как рекламируемый товар или услуга может удовлетворить потребность покупателя. Текст может быть посвящен одному или нескольким полезным свойствам товара, специально рассчитанным на данную целевую аудиторию. Текст должен быть составлен так, как если бы его автор беседовал с одним человеком. Авторы часто читают свои тексты вслух, чтобы проверить, как он слушается, даже если текст предназначен для печатного средства массовой информации. Ухо — прекрасный инструмент в распоряжении автора. Вот несколько рекомендаций, разработанных специалистами в результате многолетних исследований:

1. Подчеркивайте одну главную идею.

2. Точно определите позицию товара.

3. Подчеркните его пользу для потребителя.

4. Держите на виду название торговой марки и подкрепляйте ее.

5. Делайте текст сжатым и немногословным. Сообщите полную информацию, но не более того. Вовремя остановитесь.

6. Подкрепляйте аудиоряд видеорядом.

Сочиняя текст, мы ищем приемы, которые обеспечивают наибольшую коммерческую привлекательность представляемой нами идеи (см. "Рекомендации для написания хорошего рекламного текста"). Текст может быть составлен в самых разных стилях. Наиболее широко распространены: прямое изложение фактов, повествование, самоописание, диалог/монолог, включение иллюстраций, оригинальный жанр.

При прямом изложении фактов текст непосредственно разъясняет смысл заголовка и иллюстраций или развивает его, не скрывая своей коммерческой направленности. Поскольку характеристики товара представлены в порядке значимости, то данный стиль хорош для использования в промышленной рекламе и в рекламе потребительских товаров, применение которых может вызвать определенные затруднения. Во многих электронных объявлениях, которые делаются перед камерой, использован этот прямой способ изложения фактов для передачи сообщения. В такой рекламе подчеркивается, почему именно этот товар должен купить потребитель.

В повествовательном тексте рассказывают какую-нибудь историю. В ней обозначается проблема и предлагается ее решение при помощи конкретных свойств рекламируемого товара. Затем высказывается предложение покупателю воспользоваться данным решением, если у него возникла такая же проблема.

Иногда рекламодатель использует стиль самоописания для того, чтобы продать идею, достоинства организации или услуги в противоположность конкретным свойствам товара. Текст подобного стиля часто является и повествовательным, так как это придает эмоциональную теплоту. Наиболее часто к этому стилю прибегают банки, страховые компании, общественные службы и крупные промышленные концерны. Используя этот стиль, следует помнить предостережение Дэйвида Огилви от "излишней помпезности и самовосхваления", что часто проявляется в корпоративной рекламе.

Текст в стиле диалога/монолога восполняет недостаток доверия, которым иногда страдают повествовательные объявления. Персонажи, показываемые в таких объявлениях, осуществляют продажу своими собственными словами, демонстрируя полезные свойства товара; часто используются жанровые сценки. Начинающим авторам бывает трудно использовать этот стиль, если они не имеют драматургического опыта. Не все, что люди говорят, бывает интересно, поэтому есть риск получить серый, невыразительный текст.

Иногда бывает проще рассказать историю при помощи серии рисунков или иллюстраций. В этом случае мы имеем дело с изобразительным стилем, когда в текст включены иллюстрации. Этот стиль чаще всего оправдан для рекламы товаров, имеющих разнообразные способы применения или продающихся в различном исполнении.

Трюковой стиль или оригинальный жанр характеризуется обилием каламбуров, юмора, стихотворений и рифмовок, преувеличениями, шутками и другими атрибутами клоунского обихода. К этому стилю не следует относиться свысока. Разумно воплощенный в рекламе трюк вызывает доверие. В рекламе смазочной жидкости ее струя направлена прямо на читателя, а текст гласит: "Бейте туда, где есть движущиеся части — в газонокосилке, в тугом замке или в скрипучих дверных петлях, — туда, где есть хоть одна подвижная часть. Средство выбить неисправность".

Юмористические объявления используются очень часто, особенно в радио- и телерекламе. Многие руководители творческих отделов рекламы делают особую ставку на юмор в рекламе, которая служит средством развлечения. Одно из рекламных объявлений такого типа было предназначено специально для чадолюбивых родителей: в рекламе фирмы "Крафт" был показан забавный мальчуган, который сунул руку в пакет с тянучками; реклама содержала такой заголовок: "Одна тянучка в день — и твои веснушки никуда не денутся."

Юмор помогает быстро сделать рекламу запоминающейся, кроме того, он помогает разрушить стереотип в восприятии товара, отрицательно влияющим на его продажу. Однако юмор — понятие субъективное. Пользоваться им надо очень осторожно и соблюдать меру. Некоторые исследователи считают юмор опасным, если он используется в рекламе финансовых или страховых услуг.

Четыре основных элемента текста — это вводный абзац, внутренние абзацы, промежуточная кода и кода.

Вводный абзац — это мостик между заголовком, подзаголовками и коммерческими идеями, выраженными в тексте. Он служит для превращения читательского интереса в интерес к товару.

Заголовок: "Превратить "Порше" в автомобиль "люкс" было проще, чем сделать наоборот".

Вводный абзац: "С тех пор, как со сборочного конвейера сошла первая модель 356, имя "Порше" ассоциируется с одной вещью — эксплуатационными качествами".

Вводный абзац может выполнять и другие функции. В рекламных объявлениях с коротким текстом и в наружной рекламе, которые получают в последнее время все более широкое распространение, вводный абзац является единственным абзацем. В нем могут содержаться обещание, информация в поддержку заявленных качеств и кода. Афиша планетария в Миннеаполисе, например, содержит крупноформатное изображение Бака Роджерса, над которым помещен заголовок: "Бак останавливается здесь". Единственный абзац текста звучит так: "Если вам надоела научная фантастика, приходите в Планетарий за научными фактами".

В этих абзацах мы пытаемся наращивать интерес к товару, желание его иметь и даем подтверждения заявленному качеству и обещаниям. Чтобы реклама была эффективной, она должна быть не только правдивой, но и вызывать доверие. Заявлять о высоких качествах товара надо с осторожностью, учитывая высокий уровень информированности современной аудитории. Необходимо предложить доказательства. Доказательства можно разделить на следующие категории:

1. Исследовательские: результаты правительственных или частных исследований.

2. Испытательские: результаты испытаний временем, специальной фирмой, потребителями, рекламодателем.

3. Практические: рыночная котировка товара, история использования товара, свидетельства пользователей, пользование по поручению.

4. Гарантийные: предложение пробных образцов, демонстрационные показы, бесплатные образцы, информация о гарантийных обязательствах изготовителя.

Ключ к созданию хорошего текста — простота, упорядоченность, доверие и ясность. Или, как говорит Джон ОТул, "важно, чтобы прозаический текст был написан ясно, информативно, интересно, напористо, убедительно, эмоционально, элегантно и запоминался — вот и все"

Внутри абзацев должны содержаться просьбы сделать заказ. В хорошем рекламном тексте таких просьб несколько, в особенности это касается рекламных объявлений о товарах почтой. Потребитель может не дочитать рекламное объявление до конца, поэтому надо дать ему возможность увидеть просьбу о заказе как можно раньше, чтобы он как можно раньше мог принять решение о покупке.

В конце рекламного объявления содержится просьба к потребителю о действии и говорится, как именно следует его выполнить. Это место в рекламе и есть тот пункт, который продает товар, в широком смысле. Конечно, не все рекламные объявления продают товары или услуги. Мы можем добиваться изменений в потребительском отношении, понимания нашей точки зрения, завоевания голосов на выборах или создания предпочтения в отношении нашего товара или услуги.

Кода может быть прямой или косвенной: это может быть скрытое предложение или команда. Кода в объявлении фирмы кожаных изделий, несомненно, содержит косвенное предложение: "Мои мужчины носят или изделия "Инглиш Ледер", или ничего". Этот заголовок повторяется в последнем предложении текста, намекая на то, что, если вы хотите понравиться своей даме, то вы будете надевать именно эти вещи, или, если вы хотите сделать приятное мужчине, то вы непременно купите ему изделие этой фирмы.

Кода рассчитана на немедленную ответную реакцию либо в форме покупки, либо в форме запроса более подробной информации.

Объявление фирмы "Ливайс" завершается призывом: "Обратитесь к представителю фирмы за подробной информацией. И обязательно попросите образец материала "Премьер Кордурой".Кода должна помогать читателю в определении дальнейших действий, она должна подсказать способ заказа, запроса информации или посещения демонстрационного зала. В коде сообщается адрес магазина и форма запроса. Может быть дан фирменный бланк заказа или номер телефона с оплаченной связью, то есть все, что может потребоваться читателю для того, чтобы сделать покупку или заказ, должно быть указано в коде или рядом с ней.

Квадратные и прямоугольные вставки и рамки используются обычно в объявлениях, содержащих купоны, специальные предложения, правила конкурсов и бланки заказов, для того, чтобы отделить эти элементы от остальной части рекламного объявления. Вставка — это текст, обведенный линией. Рамка — это удлиненная вставка, которая расположена по всей длине или ширине объявления. Она может быть заштрихована или закреплена с контрастными, белыми на черном, буквами текста.

Вставки и рамки используются для выделения специфических элементов или сообщений в рекламном объявлении.

Многие девизы (иначе называемые тематическими ли фирменными лозунгами) используются в заголовках. Будучи постоянно используемыми, они приобретают значение стандартного утверждения не только в рекламе, но и для продавцов и сотрудников фирмы.

Девиз становится боевым кличем фирмы. В самом деле, английское слово slogan (девиз) восходит к галльскому слову, которое буквально значит "боевой клич".

Девиз преследует две основные цели: он обеспечивает последовательность в проведении рекламных кампаний и дает возможность коротко изложить ключевую тему или идею, которая, по мнению компании, должна ассоциироваться с товаром или названием фирмы в коротком и запоминающемся утверждении. Например, фирма "Де Бирс" до сих пор придерживается своего знаменитого "Алмазы не тускнеют". С другой стороны, обещание фирмы "Уотер Пике" "Это будет вам приятно" может быть хорошей зацепкой, но вряд ли способно достичь высоты настоящего лозунга.

Лозунг должен стать старым другом, который не меняется, сколько бы ни прошло лет. Вы мгновенно его узнаете, вы его понимаете. Некоторые лозунги не стареют потому, что они выражают корпоративную философию: лозунг "Холмаркс" "Когда вы любите, вы дарите самое лучшее", или "Зенит": "У "Зенита" качество звучит громче, чем его имя". К сожалению, большинство лозунгов не оправдывает ожиданий. Скорее, они подпадают под определение Огилви как "взаимозаменяемые выспренные и избитые фразы".

Эффективный лозунг должен быть кратким, простым, запоминающимся, легко воспроизводимым, помогающим дифференцировать товар или компанию от конкурентов. Рифма, ритм, аллитерация — вот те средства, которые помогают создать хороший лозунг.

Термин печать нередко вызывает недоумение у изучающих рекламу. Некоторые считают, что это — штамп одобрения, который ставится такими организациями, как Институт домашнего хозяйства, Лаборатория страховых исследований и Институт родителей. Печати ставятся только, когда товар соответствует стандарту, установленному данной организацией. Поскольку данные организации являются общепризнанными авторитетами и пользуются доверием в обществе, то появление штампа или печати подобной организации в рекламном объявлении повышает престиж компании или товара.

Другие считают, что термин печать относится к фирменной печати или ее торговому знаку. Последнее называется логотипом.

Логотипы и автографы — это особые изображения имени рекламодателя или наименования товара. Они появляются во всех объявлениях и имеют сходство с торговыми знаками, так как сообщают товару индивидуальность и позволяют покупателю быстро распознать товар в торговом зале.

 

 

 

ОБЩИЕ НЕДОСТАТКИ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ

Современный покупатель умен, образован и придирчив. Поэтому стиль текста рекламного объявления должен отражать его вкусы и ценности. Обобщения не убедительны — потребителю нужна конкретная информация для того, чтобы сформировать свое мнение и принять решение о покупке. Конкретность информации означает отсутствие таких избитых рекламных клише, как ошеломляющий, чудесный и наипрекраснейший.

Слова стоят денег. Стоимость печатного объявления может колебаться от 50 до 5000 долларов за слово, в зависимости от типа печатного издания. При таких ценах каждое слово приходится считать. Слова, не продающие товар, стоят дороже, чем слова, продающие товар, поэтому пользуйтесь только такими словами, которые продают товар. Избегайте недостатков, которыми страдают объявления начинающих авторов и которые раздражают покупателей.

Туманность. Прежде всего рекламное объявление должно быть понятным и легко читаемым. Избегайте употреблять такие слова, которые трудно понять. Пишите простым языком повседневного общения . Используйте короткие слова. Вы сможете лучше передать смысл нашего сообщения, если будете излагать его знакомыми читателю словами. Используйте короткие предложения. Чем длиннее предложение, тем труднее его понять. Сравните:

"Пылесос "Армко" почистит не только ваши ковры и шторы, он обладает бесценными возможностями в применении на таких твердых поверхностях, как виниловые, деревянные и даже цементные полы. Вы не поверите, насколько невероятно гладко и бесшумно эта машина движется, оставляя за собой сверкающую поверхность".

Пылесос "Армко" чистит ковры и ... шторы. Он чистит полы с твердыми покрытиями из дерева и винила. Даже из цемента! Попробуйте! Вы увидите, как засверкает ваш пол".

За вашего читателя борются тысячи рекламных объявлений. Чем проще написано ваше объявление, тем вероятнее, что именно оно будет прочитано.

Обструкционизм. Мы рассмотрели значение краткости. Возьмем такой заголовок: "Вкус "Уинстона" — вкус настоящей сигареты". Теперь представим, как он выглядел бы не будучи кратким: "Сигареты "Уинстон" обладают чрезвычайно тонким вкусом: это такой вкус, который желал бы иметь у своих сигарет любой изготовитель". Длинные обструкционистские фразы пусть употребляют в Сенате. В рекламе же они недопустимы. Информация должна быть полной, но в кратком изложении.

Клише/Штампы/Превосходная степень. Избитые фразы не украшают рекламный текст. Большинство превосходных степеней сравнения (величайший, самая большая экономия и т.д.) и клише (испытанный и надежный, копейка рубль бережет и т.д.), возможно, когда-то имели выразительность, но со временем потеряли свою остроту.

Конечно, клише можно использовать, и не всякое выражение есть клише. Однако использование клише в рекламе подрывает доверие потребителя, так как создает впечатление чего-то утрачивающего новизну.

Абстрактность/Размытость. Абстрактные слова типа прекрасный, действительно, нормальный не конкретны. Поскольку они не могут быть количественно определены, то не обеспечивают четкости оценок.

Хороший рекламный текст всегда конкретен и может быть соотнесен потребителем со своим собственным опытом. Слова должны иметь конкретную ценность в долларах и центах. Например, в объявлениях о новом высокотехнологичном товаре следует избегать таких размытьк и хвастливых обобщений, как "В основу прибора "Нутек Спектра фланстран" положены технологические усовершенствования, которые обеспечивают его невероятно высокие технические характеристики". Говорите конкретно: "Прибор "Нутек Спектра фланстран" обеспечивает допуск 0,005 дюйма".

"Яканье". Объявление должно апеллировать к собственным интересам читателя, а не рекламодателя. Если вы хотите, чтобы ваше сообщение дошло до читателя и убедило его, избегайте говорить о "своем" отношении. Говорите о ее или его потребностях, надеждах, желаниях и предпочтениях. Обратите внимание, как используются слова "вы", "ваш" в отраслевом объявлении фирмы "Интер-Тел". Говорите о читателе как о самом интересном в мире человеке. Например:

Использование отрицаний. Думайте в отрицательной форме, пишите в отрицательной форме, и вы сможете добиться отрицательной ответной реакции. Читатели обычно лучше реагируют на положительную точку зрения. Подчеркивайте суть вещей и то, какими они могут быть, а не то, какими они не являются. Помните, что слова часто имеют коннотативную окраску, помимо своего буквального значения. Следует также учитывать, что разные люди могут воспринимать одни и те же слова по-разному. Даже слово любовь, самое прекрасное в мире, может иметь позитивное значение для холостого человека, но иметь отрицательную окраску для пережившего развод.

Эвфемизмы. Использовать эвфемизм — значит заменить более мягким выражением грубое, агрессивное или слишком прямое. Используя эвфемизм, автор рекламного текста приукрашивает предмет Называя туалетную бумагу "материалом для ванной комнаты", автор не изменяет ни ее внешнего вида, ни назначения, но смягчает впечатление, которое данный предмет может произвести на человека Среди других эвфемизмов — "повторно продаваемые автомобили" (подержанные), "магазин товаров в упаковке" (винный магазин), "причиняющая неудобства влажность" (потливость), "нерегулярность" (запор), "складка посередине" (толстый живот) Однако будьте осторожны, выбирая эвфемизм. Он может затруднить восприятие сообщения, привести к непониманию и даже вызвать расследование Федеральной торговой комиссии, если окажется нарушающим правдивость информации

Диффамация. Избегайте изображать реальных людей с отрицательной стороны Рекламные тексты подчиняются закону о клевете, или о диффамации Высказывание ложных сведений или ложный намек на человека, или провоцирование презрительного отношения к человеку есть диффамация Диффамация в печатной рекламе называется клеветой Диффамация в радио и телерекламе или в устных заявлениях называется распространением порочащих сведении Диффамация имеет место, когда имя человека или упоминание о человеке используется в клеветнической или порочащей его репутацию манере Величина аудитории не может служить оправданием достаточно, чтобы клеветническое заявление было прочитано двумя людьми для определения его как акта диффамации

 

 

 

 

СОЗДАНИЕ НАЗВАНИЙ ДЛЯ ТОВАРОВ

Иногда авторов рекламных текстов просят придумать название для компании или ее товара. Вот несколько способов выбора названий

Один из способов — присвоить товару ваше собственное имя Детское питание "Гербер", автомобили "Форд Проблема в том, что это имя принадлежит многим людям Могут появляться товары с похожими названиями, и процесс повторения трудно остановить. Проблему можно решить при помощи вымышленных имен, например, "Бартлз энд Джеймс".

Если географическое название используется в произвольной манере, как, например, сигареты "Ньюпорт", то оно может играть роль торгового знака. Однако, если оно ассоциируется с происхождением товара или создает впечатление, что товар имеет данное географическое происхождение, то такое название не может иметь защиту как торговый знак (например, автомобильные заводы Детройта).

Наиболее известные названия являются новообразованиями. Название "Кодак" было придумано Джорджем Истмэном, который хотел, чтобы название его товара начиналось и оканчивалось редко встречающейся буквой ("К" в английском языке встречается довольно редко — прим. переводчика). Преимущества названий "Клинекс", "Ксерокс", "Бетти Крокер" и "Полароид" заключаются в их краткости, легкости произношения и произвольности. Маловероятно, чтобы могли появиться сходные с ними названия. В последние годы для образования новых названий компаний и товаров используют компьютер.

Наиболее известными названиями являются компьютеры "Ай Би Эм", телевизоры "Ар Си Эй" и мясной соус "Эй-1". В целом не рекомендуется использовать инициалы или числа в качестве названий. Как, например, позиционировать новую компанию "Ар Кью Эс"? Или что будет сообщать о товаре название "Хэррис 5500"?

Иногда само название компании используется в качестве названия марки товара, например, "Тексако", "Галф", "Шелл", однако компании стараются создать для товара собственное имя, чтобы избежать путаницы и придать большую ценность непосредственно марке товара.

Иностранные слова. Фирмы, производящие духи, часто прибегают к использованию французских слов для создания ореола романтичности ("Воль де Нюи" — "Ночной полет"). Изготовители автомобилей используют иностранные слова ддя придания товару таинственности и создания интригующего впечатления: "Кордова", "Биарриц". Рестораны выбирают названия, ассоциирующиеся с типом своей кухни: "Дель Тако", "ЛЮберж", "Ла Скала".

В рыночных целях фирмы могут выдавать лицензии на использование названия (зубные щетки "Снули", витамины "Сан-кист"). Стоимость использования такого названия часто велика, и использование имеет жесткие ограничения.

Произвольная словарная лексика.

Наиболее популярные товары часто имеют названия, взятые из словаря: стиральный порошок "Тайд" (прилив), приборы "Уэлпул" (вихрь), сорочки "Эрроу" (стрела).

Произвольные названия— это словарная лексика, которая не имеет никакого отношения к виду товара. Такие названия защищены лучше тех, которые имеют связь с характером товара. Кроме того, они придают товару самостоятельность образа и идентификации. Реклама духов насчитывает много названий, рассчитанных на пикантное впечатление и создание у потребителя интереса к товару: "Обсессьон" (страсть), "Пуазон" (яд), "Декаданс" (увядание).

Материал, освещающий тему создания рекламных текстов, не может быть полным без разговора о науке писательства. Поэтому этот вопрос будет предметом обсуждения в последующих главах о производстве рекламы и о средствах массовой информации в той степени, в которой он имеет отношение к данным темам.

 

Конструирование упаковки.

Обсуждение задач художественного оформления рекламы будет неполным, если не рассмотреть вопросы конструирования упаковки товара. Возможно, самым лучшим свидетельством важности упаковки служит объем средств, затрачиваемых на нее: свыше 50 миллиардов долларов за 1987 год. По сути дела, на упаковку затрачивается больше средств, чем на рекламу. Главная причина — в росте количества магазинов самообслуживания, где упаковка играет главную роль и в рекламе, и в продаже товара. Упаковка как оболочка, содержащая товар, включает конструкцию, цвет, форму, маркировку и материалы. При конструировании упаковки следует учитывать три фактора: (1) заметность среди других, (2) вербальная и невербальная передача информации, (3) престижность.

Как и реклама, упаковка может передавать информацию вербальным и невербальным способами. Один из продавцов хлеба решил, что зеленый цвет упаковки будет означать свежесть продукта. Но покупатель ассоциировал этот цвет не с чем иным, как со свежей — плесенью! Возможно, компания неверно выбрала оттенок зеленого, что часто бывает.

Даже после того, как потребитель купит товар, он должен снова и снова "покупаться" на него. Один из ведущих конструкторов упаковки Уолтер П. Мэргелайз приводит в качестве примера пачку для сигарет. Он обращает особое внимание на то, что такая пачка вынимается из кармана 20 раз, часто оставляется на виду у друзей, близких, сотрудников и незнакомцев. В связи с этим при разработке конструкции данной упаковки "необходимо учитывать то, на что, по расчетам пользователя, будут обращать внимание окружающие, как на подтверждение престижа. В самом деле, сигареты могут служить классическим примером так называемого "неразумного" товара, в котором воплощены понятия излишества, тщеславия и таинства, занявшие место рационального выбора".

Упаковка должна быть такой, чтобы товар "сам просился в руки". Этого можно достичь за счет такой формы, цвета, размера и даже текстуры материала, которая является средством доставки по назначению рыночного сообщения, необходимой информации о товаре и о способе его применения. Упаковка хорошей конструкции не только легко распознается среди прочих, но и создает индивидуальный образ товара.

Кроме того, упаковка продолжает продвигать товар в домашнем окружении, создавая образ торговой марки и приверженность ей. Поэтому упаковка должна без труда открываться и закрываться, не затрудняя использование содержимого.

 

 

Перечень принципов выбора визуальных средств.

 

Психология цветового восприятия

 

Виды упаковок

Упаковка может быть самой разной: обертка, картонная коробка с крышкой и без нее, типа корзинки, жестяная банка, бутылка, стеклянная банка, тюбик, бочонок без крышки или с крышкой, подставка. Упаковки изготавливаются из самых разных материалов: из бумаги, стали ("жестянки"), алюминия, пластмасс, дерева, стекла, джута и других типов волокна. Новые упаковочные материалы включают бумагу с пластиковым покрытием, керамику и даже солому. Широко распространена металлическая фольга, которая не только защищает содержимое, но и придает упаковке особую привлекательность. Пластик является хорошим упаковочным материалом благодаря малому весу и прочности.

Постоянно происходит совершенствование упаковочных материалов, например, создано стекло специального состава для упаковки вин, предохраняющее их от воздействия солнечного света, или специальная прочная упаковка для дискет, которая отражает тепло и защищает их от повреждения. Относительно недавно появившаяся полиэтиленовая пленка для упаковки пищевых продуктов заменила ранее использовавшиеся жестяные банки, сделав упаковки еще более гибкими, легкими и компактными.

Решение о том, как должны выглядеть упаковки и этикетки, принимается руководством фирмы, но в связи с огромным значением, которое они приобретают в последнее время, в их разработке участвует большое число других специалистов.

Поскольку упаковка тесно связана с рекламой и поскольку в рекламе и создании упаковки используются одни и те же технические приемы, то самую главную роль в разработке упаковки играют специалисты рекламного отдела и рекламного агентства. Многие рекламные агентства занимаются созданием этикеток и упаковок, а также текстов к ним. Часто их помощь имеет важное значение, ибо они координируют всю работу на основе темы рекламной кампании, которая ими разработана для данного товара. Кроме того, многие производители товаров, которые ранее считали упаковку одной из сторон производства, сегодня включают в работу по ее созданию в свои рекламные и торговые бюджеты.

Задачи, связанные с разработкой упаковки, настолько усложнились в последнее время, что рекламодатели и рекламные агентства все чаще прибегают к услугам специалистов. Эти специалисты обычно входят в одну из следующих трех групп.

1. Консультирующие фирмы обеспечивают конструкторские разработки упаковок. В штате таких фирм работают дизайнеры и художники, которые специально занимаются изучением влияния цвета и формы упаковок на покупательские предпочтения.

2. Отделы дизайна крупных корпораций располагают собственным персоналом, который работает над созданием упаковки. В этом случае создатели упаковки часто занимаются и дизайнерской разработкой продукта.

3. Изготовители упаковочных материалов часто оказывают помощь в разработке дизайна упаковки в качестве услуги своим текущим и потенциальным заказчикам. Эта работа входит в объем услуг по продаже фирменных упаковочных материалов из металла, бумаги и т.д.

Вспомним старую поговорку: "Если вы сделаете хорошую мышеловку, то у ваших дверей соберется целый свет". К сожалению, эта поговорка не всегда верна. Несколько лет назад на американском рынке появилась хорошая шведская мышеловка под названием "Новая мышеловка", со сбытом которой сразу возникли проблемы. Товар был упакован в прозрачный полиуретановый пакет, но надписи на пакете мешали видеть содержимое. Кроме того, пакет был неудобен в обращении и с трудом открывался. Упаковка оказалась плохим инструментом сбыта.

Изготовитель обратился за помощью в создании новой упаковки к фирме "Силейм Дизайн" из штата Мэн. Сначала эта фирма придумала новое название — "Попалась!" — которое было одобрено клиентом "Ви-кандер Энтерпрайзиз".

Затем, исходя из потребности сократить затраты на производство упаковки, "Силейм" разработала очень практичную, прозрачную упаковку с использованием минимального количества материала, на которой было изображение товара яркого оранжевого цвета.

Оранжевый вкладыш в виде пирамиды был одного цвета с изделием. Вырез в передней стенке вкладыша служил для того, чтобы покупатель мог видеть изделие, и одновременно служил для закрепления изделия внутри. Рисунок на вкладыше также показывал принцип действия мышеловки. Вкладыш был изготовлен из картона со специальным покрытием и окрашен (для экономии) в два цвета, оранжевый и черный. Название, написанное белыми буквами на темном фоне, выглядело очень броским.

Появившись на рынке, товар стал сразу пользоваться спросом. Изделие продавала сама упаковка, удобство которой перевесило довольно высокую цену, обозначенную на товаре.

Есть много причин, побуждающих изменить упаковку даже успешно продаваемого товара. Упаковка может быть переделана в результате изменения или усовершенствования товара, при переходе на другой упаковочный материал, например, алюминий или пластик. Изменение существующей упаковки может также предпринято под давлением конкуренции.

По мере увеличения численности работающих женщин и утраты телевидением своей роли как основного рекламного средства, конструкция упаковки приобретает все большее значение как средство передачи необходимой информации о товаре. В связи с этим в последние годы все чаще предпринимается изменение упаковок изготовителями товаров, которые должны постоянно поддерживать образ своей марки в соответствии с изменяющимися покупательскими предпочтениями. Миллионы долларов затрачиваются на проведение исследований нового образа товара и последующего его продвижения на рынке. Однако решение придерживаться старых форм может быть таким же важным, как решение об изменениях. Мэргелайз предлагает принимать во внимание следующие соображения:

1. Не меняйте дизайн только потому, что этого хочет новый руководитель.

2. Не меняйте дизайн только для того, чтобы не отстать от конкурента.

3. Не меняйте дизайн только ради физических новшеств в упаковке.

4. Не меняйте дизайн только ради дизайна.

5. Не меняйте дизайн, если он прочно связан с идентификацией товара.

6. Не меняйте дизайн, если это может нанести вред образу торговой марки.

7. Не меняйте дизайн, если это может нарушить аутентичность товара.

8. Не меняйте дизайн, если это может повлечь за собой сильное увеличение цены.

После того, как решение об изменении упаковки принято, конструкторы вводят изменения постепенно, чтобы потребитель не был обескуражен резкими переменами и не заподозрил изготовителя в изменении качеств товара, которые потребителю знакомы и в которые он верил столько лет. Даже такой знакомый товар, как "Бетти Крокер", пережил множество изменений своей упаковки с тем, чтобы держаться на современном уровне, но все изменения были сделаны мудро и с любовью к изделию.

В завершение нашего обсуждения вопросов руководства художественным оформлением и конструированием упаковки важно заострить внимание на том, что все рекомендации, которые предлагается соблюдать как "правила" конструирования, есть не что иное, как результат накопленного в этой области опыта и плод долгих размышлений. Это всего лишь рекомендации общего характера. Никакое соблюдение правил не поможет создать гениальную рекламу или разработать гениальную упаковку. Чтобы это сделать, художественный редактор или руководитель творческого отдела должен уметь двигаться вперед, даже нарушая правила, но руководствуясь при этом единственным — хорошим вкусом. Трудное дело, но ведь и руководить художественным творчеством — не наука, а искусство.

 

 

СОЗДАНИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ

Ежегодно рекламодатели выпускают более 50 000 рекламных роликов с целью улучшения продажи своих товаров и услуг. Никто не знает точную цифру расходов на производство всей этой рекламы, но по самым общим подсчетам — это многие сотни миллионов долларов.

Производство телерекламы стоит недешево. Рядовому рекламодателю одна заставка может обойтись в сумму от 1000 до 20 тыс. долларов. Общенациональная реклама еще дороже. Самая низкая стоимость — около 20 000, средняя в настоящее время составляет, вероятно, свыше 125 000 долларов.

По мере развития технологии рекламного производства в электронных средствах массовой информации наблюдается рост ее стоимости и сложноорганизованности, что приводит к развитию узкоспециальных технологических процессов. Многие агентства, например, могли иметь все необходимые производственные средства у себя. Теперь все изменилось. В течение нескольких десятилетий развивались тенденции к использованию услуг внешних производителей, приглашенных директоров, других компаний по производству и поставке технических средств.

В настоящее время весьма трудно овладеть глубокими знаниями процесса производства в электронной прессе, однако общее понимание основных принципов производства по-прежнему обязательно для каждого, кто занимается рекламой. Это значит, что необходимо знать, как пишутся рекламные заставки, какие типы рекламных заставок наиболее распространены, какие из них наиболее эффективны, какова терминология и техническая специфика производства, как организован процесс.

Для того, кто изучает рекламу, знакомство с этими понятиями обязательно, так как оно помогает понять, как делается рекламная заставка, почему ее производство так дорого и какие способы существуют для того, чтобы снизить стоимость без ущерба для качества и эффективности.

Разработка концепции

Как Дик Уилсон стал мистером Уипплом, а Дейвид Лэже — Джо Исудзу? Откуда взялись эти персонажи? Они родились в головах тех, кто придумывает оригинальные идеи для рекламы, — главного художника, автора, творческого директора.

В самом начале, если задумана постановка драматической сцены, сценарием определяется необходимость в актере, который бы сыграл роль вымышленного лица. Творческий коллектив может также принять решение пригласить известное лицо, пользуясь авторитетом которого, или которой, можно вызвать доверие к представляемому товару. В любом случае определение состава исполнителей имеет большое значение на этапе создания сценария.

Во время определения характера постановки необходимо также учитывать связь с товаром. Для рекламы финансовых или погребальных услуг, например, неразумно приглашать комического актера. Несмотря на успех Билла Косби, Дэйвид Огилви не доверяет методу использования известных людей. Он считает, что телезрители запоминают человека, а не товар. Обдумывая концепцию рекламной заставки, творческая группа определяет характеры персонажей и составляет короткие, но подробные описания каждого из них. Эти описания используются затем при проведении отбора актеров. Иногда удается найти настоящего мистера Уиппла или Франка Бартлза с Эдом Джеймсом — именно таких, которые выведут персонаж за пределы простой роли в заставке и создадут настоящий индивидуальный образ товара.

 

Основы создания сценария

Телевизионный сценарий делится на две части. Справа располагается аудиоряд, в котором содержится проговариваемый текст, обозначено место звуковых эффектов и музыкального сопровождения. Слева — видео-ряд, где описаны перемещения камеры, мизансцены и постановочные пояснения

После определения замысла сценария автором и главным художником делается композиция — описание действия кадр за кадром, или раскадровка. Типичная раскадровка представляет собой лист, на котором напечатаны прямоугольники в количестве от 8 до 20 штук в виде телеэкрана (кадров). Главный художник делает наброски последовательных событий видеоряда в каждом из кадров, под которыми печатается текст из аудио-ряда, плюс пояснения для постановки мизансцен. Поскольку места под этими кадрами мало, то используются многочисленные сокращения.

Видеоряд на телевидении сегодня настолько важен, что роль главного художника (по сравнению с ролью автора) приобретает невиданное значение. Главный художник тщательно конструирует каждую мизансцену подобно тому, как это делается в печатном объявлении, расставляя актеров, декорации, реквизит, освещение и ракурсы съемки для достижения максимального оперативного и эмоционального эффекта. Раскадровка впоследствии помогает как агентству, так и представителям заказчика увидеть постановочные сложности, оценить затраты, выявить слабые места в концепции, представить все это для одобрения руководству фирмы и определить последовательность действий при проведении съемок. Однако, в наилучшем случае, раскадровка лишь дает приблизительное представление о результате. Практическая съемка приводит к появлению многих изменений в освещении, ракурсе съемки, установке фокуса и расстановке акцентов. Камера видит многое из того, чего не видит художник, и наоборот.

В последние десять лет, когда сильно выросла стоимость телепроизводства, усилилось давление на рекламные агентства в том, что должна проводиться предварительная проверка рекламного замысла перед тем, как приступать к фактическому его воплощению в производстве. В связи с этим практикуется черновая запись ролика на пленку как дополнение к раскадровке или для проверки концепции с использованием в качестве актеров художников и сценаристов. Иногда делается анимация — быстрая смена кадров пленки, прокручиваемой синхронно с аудиорядом.

Созданиние хорошего сценирия

Телереклама требует повышенного внимания к обеспечению достоверности и уместности. И дело здесь далеко не в словах.

Дэйвид Огилви указывает, что в результате специальных исследований в области телерекламы, на которые затрачены миллионы долларов, удалось определить следующие принципы:

Правильность некоторых из этих принципов доказана результатами исследований.

Чтобы проиллюстрировать суть этих принципов, посмотрите на удостоенную приза 30-секундную заставку, в которой рекламируется обувь фирмы "Джармэн", под названием "Наблюдательный пункт"

Перечень принципов создания телерекламы

 

 

Типы телерекламы

Иногда в качестве презентаторов выступают известные люди, такие, как Билл Косби в рекламе "Джелл-Оу" или "Форда", или как Майкл Джей Фоке в рекламе "Пепси-Колы". В других случаях товар представляют сотрудники фирмы, например, Фрэнк Пердью из "Пердью Чикен", или Ли Якокка, председатель правления фирмы "Крайслер". В рекламе "Джармэн" товар представляет актер, играющий роль рабочего. В рекламе других фирм, например, "Бэнк оф Америка", используется неизвестный актер, который не играет роль, а просто хорош как профессионал.

Разумеется, существуют рекламные ролики и заставки других типов. По сути дела типов столь же много, сколько рекламодателей. Тем не менее, помимо заставок с презентатором можно назвать шесть основных типов: простое объявление, демонстрация, свидетельство, жанровая сценка, образ жизни и анимация. Эта классификация не является жесткой, так как один тип может переплетаться с другим.

Прежде чем перейти к практическим вопросам производства телерекламы, коротко рассмотрим эти типы.

Простое объявление. Это самый старый и простой тип телерекламы. Диктор произносит коммерческое объявление прямо перед камерой или за кадром, в то время как на экране демонстрируются слайды или рекламный ролик. Это надежный и эффективный метод, если текст хорошо написан, а диктор — убедителен. Реклама может подаваться "с напором" или спокойно. При использовании этого простого подхода не нужно сложное оборудование, следовательно, рекламодатель может сэкономить деньги. Этот тип можно использовать в сочетании с демонстрацией.

В целом, прямое объявление уступает дорогу более творческим подходам, но нередко рекламу этого типа можно видеть в ночных, местных, некоммерческих или политических телепрограммах.

Демонстрация. Исследования показывают, что демонстрация является более убедительным рекламным средством по сравнению с устной информацией. Существуют запоминающиеся рекламные заставки, в которых демонстрируются преимущества автомобильных шин, шариковых ручек, бумажных полотенец и многих других товаров. Товары могут демонстрироваться тремя способами: в процессе использования, в сравнении с конкурентными, способом "до" и "после".

Этот тип рекламы помогает потребителю представить себе, как он или она смогли бы пользоваться данным товаром, если бы он у них был. Поэтому тема рекламной демонстрации должна быть как можно более четко выражена, понятна, графична и уместна. Самое важное — это должно быть сделано интересно.

Свидетельство. Людей часто убеждают мнения уважаемых ими лиц, и это в равной степени относится к мнению о кандидате на политический пост или о куске мыла. Правдивое свидетельство делает телерекламу весьма эффективной

Наилучший источник такого свидетельства — довольный покупатель Иногда он бывает скован перед камерой, но его естественность убедительнее прочих средств Огилви предлагает снимать "свидетелей" так, чтобы они об этом не знали. Но перед показом снятого материала следует обязательно получить разрешение от участников съемки

Как уже отмечалось, интерес к рекламе могут привлекать известные люди, которым должны верить, а они не должны отвлекать внимание от товара на себя. Существуют данные исследований, говорящие о том, что презентатор, обладающий физической привлекательностью, способен вызвать большее доверие благодаря тому, что сам его образ связывается в восприятии аудитории с доверием, опытностью и привлекательностью. Практически все люди, к какому бы кругу они ни принадлежали, — от знаменитостей до никому не известных людей — могут использоваться в данном типе рекламы, надо лишь правильно подобрать человека в соответствии с типом товара и стратегическими целями.

Жанровые сиенки ("Решение проблемы") Этот тип рекламы представляет собой маленькую пьесу, в которой изображается реальная жизненная ситуация. В начале сценки — обычные люди, в конце — авторы решения проблемы. Ситуация, представленная в такой рекламе, обычно бывает напряженной, связанной с какой-либо личной проблемой дурной запах изо рта, плохие зубы, перхоть, потливость, ночное недержание мочи и т. д. Родственник или сотрудник делает намек, пробуется товар, и следующая сцена представляет результат — счастливый человек, избавившийся от неприятности, идущий на свидание или с хрустом откусывающий кусок яблока Реклама такого типа часто раздражает зрителей и не нравится авторам текстов, но она действует и товар продается .

Ключ к хорошей рекламе этого типа — простота. Реклама по-прежнему должна быть сосредоточена на одном товаре и должна сделать его запоминающимся Часто для акцентирования полезных свойств товара используются символы- потребитель продукта под названием "Империал Маргарин" может внезапно ощутить корону у себя на голове, или вдруг позвонят в дверь и появится представитель "Эйвон", когда он нужен. Джо Сэдельмейер создал уникальный юмористический стиль представления жанровытх сценок. События каждодневной жизни обычного человека он представляет в карикатурном виде Он добивается сочувствия к своим персонажам, а затем предлагает способы решения их проблем.

В последнее время появилась реклама, сделанная на основе жанровых сценок с таким правдоподобием, что у зрителя возникают почти болезненные ощущения. В рекламе средства от головной боли "Анацин", например, комбинируются приемы жанровой сценки и свидетельства путем показа страданий шахтера, покрытого угольной пылью, или фермера с обветренным лицом, или простой домашней хозяйки, которых, конечно же, изображают актеры Путем использования специального освещения, приглушенных тонов, беспорядочных движений, очень крупных планов и крупнозернистой пленки, что напоминает приемы кинореализма, такие рекламные ролики стали в последнее время особенно популярными и используются разными рекламодателями, например, "Америкэн Телефон энд Телеграф", "Хоум Сейвингз", "Хоспитэл Корпорейшн оф Америка")

В жанровых сценках трудно добиться правдоподобия, чтобы фантазировать, нужно иметь актеров, которым верят По этой причине рядовые рекламодатели не пользуются этим типом рекламы и правильно делают. Создание такой жанровой рекламы, в которую зритель поверит, требует высокого исполнительского мастерства и денежных затрат.

В классическом образце телерекламы для Аляска Эрлаинз Сэдельмеиер представляет в преувеличенном виде проблему низкого уровня обслуживания пассажиров приобретающих дешевые билеты и доносит необходимую информацию до зрителя с поразительным чувством юмора. Человек в самолете чтобы посетить туалет должен заплатить четверть доллара но у него нет мелочи Никто из пассажиров не может ему помочь несмотря на то что за четверть доллара он предлагает все больше и больше долларов Заключительный кадр и голос диктора. У нас тоже есть дешевые билеты Но вы никогда об этом не догадаетесь по высокому уровню нашего обслуживания.

Образ жизни. Когда хотят представить пользователя, а не товар, то используют рекламу, основанную на воспроизведении образа или стиля жизни. Реклама

джинсов "Ливай'с" нацелена на аудиторию, состоящую из молодых, современных людей, и показывает их в различных ситуациях — как они работают, гуляют и проводят время в разнообразных занятиях — под блюзовую, современную мелодию Реклама пива и безалкогольных напитков также часто нацелена на активных молодых людей, не любящих сидеть дома, и показывает тех, кто покупает определенный напиток, а не рассказывает о его полезных свойствах

Анимация. Рисованные, кукольные и анимационные фильмы всегда были эффективным средством передачи сложной информации и охвата специфических рынков, таких, как дети Воздействие аспирина и других лекарств на человеческий организм трудно показать и объяснить Однако при помощи анимации в изображении человеческого желудка или головы можно значительно упростить демонстрацию такого воздействия

При помощи современной компьютерной графики "оживляется" любая реклама, от технологически сложные изделий до средств для чистки ванн

Использование этого типа рекламы, однако, требует полной уверенности в успехе со стороны рекламодателя, поскольку большая часть этой дорогостоящей работы выполняется прямо на компьютере и, пока работа не будет сделана, почти ничего нельзя увидеть и проверить Фирма "Ти Ар Даблью, Инк ", например, использовала высокохудожественную компьютерную анимацию для подкрепления своей идеи о том, что анимации принадлежит будущее. Юмористическая тональность и остроумная манера представления марки "Блю Нан", использованные в этой радиозаставке, заложили рекламное направление, просуществовавшее целое десятилетие.

Вино "Блю Нан" больше не продается в количестве 70000 ящиков в год. К середине 80-х годов уровень его сбыта превысил полтора миллиона ящиков в год и продолжал расти. Эта марка вина стала пользоваться самым высоким спросом среди импортных вин в США, опередив "Мате-ус" и "Лансерз", а его потребительский образ стал наравне с этими ранее лидировавшими марками на всех целевых рынках.

"Шейффелин энд Ко.", посредник по сбыту "Блю Нан" в США, однажды предпринял попытку перенести рекламу на телеэкран, но вскоре вновь обратился к радио как к средству доступа к тем рынкам, где позиции марки были прочнее всего.

 

 

 

 

Радиореклама.

Производство радиорекламы во многом сходно с производством телерекламы. Радио использует те же основные методы рекламы: свидетельство, жанровую сценку, прямое объявление или музыкальную композицию, следуя, в целом, тем же правилам разработки и создания, что и на телевидении. Различие — лишь в деталях.

Написание сценария радиорекламы

Обычно в течение первых трех-пяти секунд рекламной заставки радиослушатель уже знает, будет он слушать дальше или нет. Как показывают результаты исследований, самую важную роль здесь играет категория товара. Следовательно, для привлечения и удержания внимания радиослушателя рекламный текст должен отличаться высокой интенсивностью. Существуют самые разные способы достижения этой цели, а творческое их применение не знает границ.

 

Перечень принципов создания радиосценария

 

Радиослушатель часто воспринимает передачу во время езды в автомобиле, мытья посуды или чтения газеты Поэтому сообщение должно быть броским, интересным и запоминающимся, однако, пытаясь завладеть вниманием слушателя, следует сохранять такт и избегать агрессивности, которая может вызвать у него возмущение. В большинстве случаев хорошо воспринимается доверительный, легкий и веселый стиль обращения. Одним из наиболее эффективных средств привлечения внимания служит юмор, который получает все более широкое распространение в рекламе Но будьте осторожны Владеть им — большое искусство Плохой юмор гораздо хуже, чем его отсутствие

Среди прочих рекомендаций по созданию радиосценария можно назвать следующие

— близко к началу заставки назовите имя рекламодателя и потом называйте его чаще, не реже трех раз,

— если это имя имеет сложное звучание, постарайтесь дать его по буквам, хотя бы один раз,

Hosted by uCoz